Услуги по размещению и хранению

Услуги по размещению и хранению оказывают многие логистические компании, складские комплексы. Однако необходимо понимать все юридические тонкости этих процедур. Важно правильно оформить документы на оказание услуг, отобразить это в счетах бухучета и оформить в документах по налогообложению.

Документальное оформление услуг по хранению

Порядок оказания данных услуг в Республике Беларусь регулируется статьями Гражданского Кодекса. В нем прописаны порядок оказания всех услуг и оформления сопроводительной документации. Общие положения описаны в главе 47.

Согласно законодательству, для передачи товаров или иных материальных ценностей на хранение необходимо составить договор. Он оформляется по специальной форме и так и называется — договор хранения. Сторонами выступают:

  • поклажедатель — лицо или организация, передающая товары или иные предметы на хранение (любого типа);
  • хранитель — организация или частное лицо, которое обязуется принять вещь, товар или иные предметы на хранение и затем вернуть их в сохранности.

Особенности заключения подобных договоров и юридические аспекты прописаны в статье 776 ГК.

Типы услуг

Склады могут предоставлять поклажедателям два типа услуг: хранение и ответственное хранение. Часто эти понятия считают тождественными, но необходимо понимать их различия. Кроме того, порядок заключения договоров и оформления иных документов по этим услугам регулируется разными статьями.

Под ответственным хранением понимают вынужденное сохранение покупателем предоставленных поставщиком грузов. Причиной для наступления такой ситуации может стать отказ приема конкретных изделий покупателем (по причине несоответствия, при обнаружении брака и т.д.). В этом случае покупатель обязан незамедлительно уведомить поставщика о данной ситуации. Этот момент регулируется пунктом 1 статьи 484 ГК. Поставщик должен вывезти указанные изделия со склада (или иного пункта сохранения) покупателя или распорядиться ими иным образом. До того момента, пока этот спорный груз находится на территории покупателя, он считается принятым на ответственное хранение.

Причиной отождествления данных понятий можно считать именование бухгалтерского счета 002 в общем типовом плане. В Инструкции № 50 (утверждена Минфином РБ 29.06.2011) указан порядок оформления счета, на котором обобщается вся информация о наличии имущества, принятого на ответственное хранение, а также его движении. При этом этот забалансовый счет служит для любых типов приема и сохранения изделий, а порой и для учета того имущества, которое было взято в аренду.

Именно поэтому для точного именования типа хозяйственной операции необходимо руководствоваться исключительно статьями ГК. В бухгалтерском учете основанием для документального оформления любой операции по передаче каких-либо товаров или матценностей могут служить:

  • товарно-транспортная накладная ( по форме ТТН-1);
  • товарная накладная (по форме ТН-2).

В Инструкции №50 определено, что принять на хранение любые предметы можно только по тем ценам, которые были указаны в накладных. В любых товарно-сопроводительных документах цена может быть указана с учетом налога на добавочную стоимость или без НДС. В случае наступления страхового случая, при порче или хищении эта сумма будет считаться залоговой. При этом в документе на передачу сумма НДС поклажедателю не начисляется. Также не учитывается она и у хранителя, поскольку подобные операции по законодательству нельзя причислять к реализации работ, услуг или товаров.

При оформлении накладных и прочих документов на приемку грузов, передачу их на сохранение необходимо ссылаться на уже оформленный договор. Также стоит указать тип выбранной хозяйственной операции.

Особенности передачи товаров со склада поклажедателя на склад хранителя

Данная операция оформляется с помощью договора хранения и документа по форме ТТН-1 или ТН-2. Также ежемесячно обеим сторонам необходимо оформлять акт выполненных работ, где указываются все услуги хранения и их цена.

В документе обязательно должна быть указана общая стоимость с разбивкой по услугам, а также реквизиты обеих компаний. Также в договоре рекомендуют указывать все дополнительные условия, способы и сроки оплаты.

Для возврата продукции владелец оформляет документ о снятии с хранения (распоряжение). На его основании владелец склада составляет накладную.

Поступление товаров на склад хранителя транзитом от поставщика поклажедателя

Документы оформляются в соответствии с Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов №192 (утверждена Минфином 18.12.2008). Поставщик товара должен выписать специальную накладную на товар по указанной форме. Адрес склада хранителя указывается в документах в строке «Пункт разгрузки», а получателем записывают покупателя.

При разгрузке на склад должен прибыть владелец груза. В случае, если это невозможно, его может заменить ответственный представитель. В этом случае сотрудник должен иметь оформленную на него доверенность на получение товарно-материальных ценностей, заверенную нотариально. Он принимает товар и подписывает сопутствующую документацию. Одновременно он выписывает накладную формы ТН-2, которая передается владельцу склада.

Особенности отгрузки товара покупателю со склада хранителя

При возникновении ситуации, когда товар нужно отгрузить со склада хранителя напрямую покупателю (без перемещения на склады поставщика или владельца), нужно оформить документально специальное разрешение. В этом случае владелец склада оформляет стандартную накладную ТН-2, где прописывает возврат товара и иные условия. Затем поклажедатель оформляет накладную формы ТТН-1 или ТН-2 на имя своего покупателя. При этом в качестве пункта погрузки указывается адрес склада.

Данную операцию можно оформить только в том случае, когда на складе есть представитель владельца товаров. Он должен оформить их приемку и отпуск. В отдельных случаях накладную на отгрузку может оформить сотрудник склада. Документ оформляется на бланке строгой отчетности хранителя.

Есть вопросы?

Оставьте заявку и мы ответим Вам и ближайшее время



X
Вы точно хотите покинуть страницу?