Кросс-докинг — оптимальное решение для бизнеса

  • Главная
  • Новости
  • На белорусских таможнях вводиться инновационный досмотр грузовиков.

Что такое косс-докинг и как его внедрить?

Любой бизнес, связанный с производством и продажей, подразумевает использование складов. Для небольших предприятий нерентабельно строить собственное помещение, нанимать и обучать сотрудников. Потому часто помещения для хранения и перегрузки берут в аренду у крупных логистических центров.

В случаях, когда продукты производства должны быть доставлены от продавца покупателю как можно быстрее, стоит воспользоваться услугой кросс-докинга. Эта технология позволяет сократить логистические складские процессы до минимума.

Технология кросс-докинга

Кросс-докинг — комплекс логистических приемов, когда загрузка и разгрузка товаров проводится в одном определенном складском помещении без размещения в нем. При этом существенно сокращается время доставки груза от производителя на розничные торговые точки или конкретному заказчику. Все грузы прибывают на место хранения или перегрузки в укоплектованном виде. В логистических центрах изделия не размещают на поддонах, а сразу перегружают на прицепы, транзитные фуры и иной транспорт.

Такой способ приемки и передачи товаров выгоден в следующих случаях:

  • при высоком товарообороте;
  • при доставке скоропортящихся продуктов;
  • если товары поставляются небольшими партиями, но в широком ассортименте. Например, в магазины по продаже напитков поставщики направляют множество наименований, но в небольших количествах. Выгоднее делать дополнительные поставки популярной продукции, чем сразу отпускать большие партии всех видов напитков;
  • при поставке изделий, актуальных в короткий промежуток времени. Например, новогодние украшения в декабре или школьные принадлежности в августе необходимо как можно быстрее доставить в точки продаж.

В зависимости от интенсивности поставок, площади для хранения и направления транспортных потоков применяются разные системы для складирования, переформирования заказов. При наличии необходимой площади и достаточного количества времени формирование могут осуществлять прямо на полу в зоне разгрузки. В этом случае требуется минимальное количество техники, грузы обрабатываются достаточно быстро.

Если же нужно оперативно сформировать большой груз на малой площади, используются стеллажные конструкции. Тогда переформирование заказов происходит поэтапно, снизу вверх. То есть на нижнем ярусе комплектуют паллеты с нужными изделиями. По мере их заполнения ящики передаются наверх. И оттуда уже происходит отгрузка в автомобили.

Виды кросс-докинга

В зависимости от ведущего принципа построения приемки и выдачи товаров можно выделить два крупных вида:

  • одноэтапный;
  • двухэтапный.

При одноэтапном кросс-докинге доставка груза осуществляется от поставщика к заказчику в неизменном виде. Груз прибывает на склад и обрабатывается как единый нераздельный заказ. Обязательно обговариваются особенности хранения и перевозки грузов, их количество, предоставляется единый перечень. Это необходимо, чтобы сотрудники логистического центра могли подготовить нужную технику и освободить место для перегрузки. Номер заказа, а также данные получателя обязательно указываются на каждой части груза.

Если товар приходит сформированным в партии, на складе могут предоставить следующие типы одноэтапного кросс-докинга:

  • перевалка — грузовая единица не расформировывается, происходит только смена транспортного средства;
  • расконсолидация от одного поставщика — если изделия из одной фуры предназначены для разных получателей, в места разгрузки подается несколько автомобилей. Выгрузка происходит сразу в тот транспорт, на котором будет осуществляться доставка;
  • расконсолидация от нескольких поставщиков — прибывает несколько автомобилей с грузами от поставщиков для разных грузополучателей. Происходит перераспределение изделий по складскому транспорту с одновременным формированием конечных заказов для получателей;
  • консолидация — актуальна, когда заказ собран из изделий нескольких поставщиков. Из нескольких пришедших фур груз перегружается в один автомобиль;
  • переконсолидация — актуальна, когда продукцию нескольких поставщиков нужно распределить по нескольким заказам. Пришедшие автомобили разгружают, а затем в зоне разгрузки формируют партии и распределяют по автомобилям готовые заказы;
  • подсортировка — при перегрузке из машины поставщика в ту, на которой будет осуществляться доставка, к грузу добавляют товар, который был передан на хранение заранее.

Двухэтапный кросс-докинг, или pick-by-line, подразумевает переформирование партии, поступившей на склад. Груз может быть разделен на несколько небольших заказов для поставки разным получателям. Также части груза могут быть объединены с товарами от других поставщиков в единый блок, для дальнейшей отправки одному заказчику.

При использовании двухэтапной технологии каждая товарная упаковка должна иметь свою маркировку, на которой указывают номер заказа, наименование фирмы-получателя.

При использовании технологии важно четко координировать движение грузов и обговаривать время поставки. От поставщиков и заказчиков требуется точный анализ спроса на всю продукцию, чтобы организовать необходимый поток товаров и предотвратить их застой, снижение спроса.

Сферы применения

Технология подходит для любого типа бизнеса, связанного с продажами. Также такой услугой часто пользуются крупные производители, которые реализуют товар для множества продавцов.

Эффективно использование кросс-докинга в следующих сферах:

  • небольшое производство, где применяется транспортировка мелкими партиями. Или если оно требует консолидировать в одной поставке изделия от разных производителей;
  • производство и поставка предметов массового потребления, продуктов, которые не требуют дополнительного контроля качества;
  • поставки продуктов питания и иной скоропортящейся продукции;
  • объединение поставок от нескольких производителей для одного заказчика;
  • производство, при котором требуется регулярно отправлять большие партии грузов в разные регионы;
  • бизнес, в котором реализуется конкретная маркетинговая схема (розыгрыши, рекламные акции, промоушены, презентации, дегустации и т.д.);
  • компании с небольшим ассортиментом, работающие по принципу доставки «день-в-день»;
  • на предприятиях, желающих полностью контролировать поставки и возвратные потоки.

Преимущества кросс-докинга в логистике

У технологии есть ряд плюсов как для заказчиков и поставщиков, так и для владельцев складских комплексов:

  • упрощается цепочка логистических операций;
  • сокращается время поставки продуктов от производителя заказчику;
  • за счет быстрой доставки уменьшаются риски потерь, связанные с неактуальностью продуктов или окончанием срока годности;
  • уменьшается расход на обслуживание помещений для хранения, поскольку сокращается количество используемой техники и обслуживающего персонала;
  • улучшается эффективность работы склада, снижается риск простоев;
  • появляется возможность одновременной работы с несколькими заказчиками и клиентами;
  • сокращаются объемы возвратов и списаний, улучшается ротация товаров.

Недостатки доставки кросс-докинг и ограничения на использование технологии

Использование этой технологии складской логистики накладывает на владельца складского комплекса ряд определенных ограничений:

  • все грузы, которые проходят через помещения для хранения, должны быть хорошо прогнозируемы с точки зрения динамики прихода и ухода. Это необходимо, чтобы обеспечить нормальное функционирование комплекса, избежать простоев и переполненности магазинов продуктами, не пользующимися спросом;
  • в зависимости от количества заказов и размеров помещений поступающий на кросс-докинг груз должен быть сразу готов к отправке. Допускается потребность в незначительных операциях (перемаркировка, формирование новых заказов). При этом все грузовые единицы должны быть удобны для обработки — иметь этикетки с указанием номера, наименований поставщика и получателя, особенностей хранения;
  • важно грамотно организовать движение транспортных потоков при работе с большими объемами грузов;
  • система управления складом должна быть связана с внутренней системой управления товарами на предприятии на уровне всей необходимой документации. Все накладные заполняют по мере формирования заказов и их перегрузки.

Несмотря на все очевидные плюсы у технологии есть несколько недостатков, которые следует учитывать при выборе способа сотрудничества с логистическими центрами и иными поставщиками услуг хранения. В кросс-докинге не предусмотрен контроль за качеством и количеством упакованного груза при приемке и отгрузке. За разногласия и конфликты поставщика и получателя склад ответственности не несет.

Также при применении подобной технологии важно грамотное сотрудничество IT-отделов логистического центра и поставщика. Это необходимо, чтобы настроить взаимосвязь внутренних систем контроля продукции. Если этого не сделать, могут возникнуть юридические проблемы с оформлением грузов и формированием отгрузки.

Предложение по кросс-докингу от компании «Еврологистик»

Компания оказывает комплексные складские услуги для мелкого и крупного бизнеса. На складах и прилегающей территории четко организованы логистические процессы — товар будет передан от поставщика покупателю точно в срок.

На сайте evrologistik.by есть перечень дополнительных услуг. Помимо погрузки-разгрузки специалисты «Еврологистик» помогут с фасовкой, распределением грузов по нескольким торговым точкам клиентов.